Было теплое майское утро. Вся природа просыпалась, на траве каплями висела роса. Двое маленьких мышат сидели на пенечке возле большой норы.
-А ты знаешь, где твоя шкатулка? – спросила Дуся у Третьего.
Дуся уже давно мучалась этим вопросом, подслушав разговор мамы и бабушки. Она не знала, где находится ее шкатулка, и думала спросить у других мышей – может быть они знают?
-Кааакая-такая шкатулка – вылупил глазки Третий, — у меня нет никаких шкатулок!
-Ты что! – Дуся от возмущения встала на задние лапы.
Дуся была худеньким мышонком, поэтому задние лапы у нее были длинные, и из нее получился тонкий длинный столбик. Третий был озадачен – он что-то пропустил, а что — не совсем понятно. Его белые мышиные усы встопорщились от напряжения, и он сердито посмотрел на свою сестренку.
«Интересные дела, подумал про себя Третий, у меня должна быть какая-то шкатулка, а я о ней ничего не знаю? И почему я не знаю? Почему мне никто не сказал?»
-Дуся, а что это за шкатулка? — спросил он.
-Пойдем к бабушке, она все расскажет!
Дуся важно взяла Третьего за лапку, и они отправились к бабушке – Шнурихе. Идти было не далеко – бабушка жила в круглой норе, которая находилась около восьмого дерева, если идти на север. В норе у Шнурихи всегда было уютно, тепло и мягко, потому что бабушка Дуси и Третьего натаскала себя в нору пух.
Бабушка Шнуриха всегда была занята каким-либо делом – сейчас она вязала шапочку для самого младшего внука, который пару дней назад только родился.
Мышата на перебой стали вопить. Третий спрашивал, что это за корзинка. Дуся спрашивала о том, почему Третий не знает, где его шкатулка. Пищали так, что у бабки заложило уши. Она замахала на них лапами, и велела садится за стол – пить чай.
Мышата расселись вокруг круглого стола, Шнуриха разлила по чашечкам травяной чай, и начала свой рассказ.
-Когда на свет появляется Мышонок, только обязательно серый с розовыми ушами, вот такой, как мы с вами, Лунный Цветик начинает собирать его шкатулку. Шкатулочка эта резная, мохнатеньная и на крышке у нее торчит хвостик, за который эту шкатулку можно открыть, поняли, Мышата?
-Поняли! – хором ответили Дуся и Третий. Они слушали бабушку, поднял кверху носы, а уши у Третьего стояли торчком — ничего подобного он не слышали был очень удивлен.
-Когда мышонку исполняется 1 год, Лунный Цветик кладет в шкатулку кусочек сыру. Это особенный сыр, он не портится никогда. Этот кусочек спасет от голода в любые трудные времена.
Когда Мышонку исполняется 2 года, Лунный Цветик кладет в шкатулку кусочек пуха. Это чтобы Мышонку было всегда тепло – в любые трудные времена.
Когда Мышонку исполняется ….
-Три года! – в один голос догадались Дуся и Третий.
Бабушка кивнула головой и продолжила:
-…в шкатулку кладется гармошка. Чтобы Мышонок никогда не грустил. В этот день рождения Лунный Цветик отдает Мышонку эту шкатулочку. Каждый Мышонок должен хранить ее всю свою жизнь, и если у него это получается, то ему всегда сытно, тепло и весело. Но бывает так, что шкатулку Мышонок может потерять, и тогда ему может быть и холодно, и голодно, и грустно. Вот так вот.
-Бабушка Шнуриха, а почему Дуся знает про шкатулку, а я нет? – спросил Третий.
Бабушка Шнуриха лукаво улыбнулась.
-Дуся очень озорная и подслушала разговор взрослых. А делать это нехорошо, Дуся будет за это наказана.
Дуся округлила глазки от возмущения:
-Как же так, бабушка!
-Очень просто. Будешь завтра целый день сидеть с малышами, и гулять не пойдешь.
Дуся надулась. Целый день возиться с сопливыми мышатами ей совсем не хотелось. Но что поделать – раз поступила нехорошо – умей отвечать за свои поступки.
Мышата еще немного посидели у своей бабушки, и поплелись домой.